Незавершённые циклы. Что это такое? Часть 1-я.

Беспорядок в доме обусловлен, чаще всего тем, что у вещи либо нет определенного места, либо её не вернули туда, откуда взяли, то есть на место. Беспорядок в доме — это отражение мыслительных процессов тех, кто в этом доме живёт. Согласны?

Моя пятилетняя дочь абсолютно ничего не возвращает на место. Мои уговоры, просьбы с «пожалуйста», крики и требования «без волшебного слова», призывы к порядку надоели уже даже мне самой. Я устала переделывать дочь! Это трудно, это больно, это изматывает. И я ведь точно знаю, что изменить другого человека невозможно! Получается, что я трачу колоссальный объём собственной энергии на бесполезный процесс подавления своего чада. Почему же практически в каждой семье возникает конфликт между родителями и детьми на тему порядка в детской комнате? Принимая во внимание тот факт, что дети − это отражение их родителей, я решила последовать советам психологов и разобраться в этом вопросе, начиная с себя.

Итак, в нашем доме, в основном, убираюсь я – раскладываю вещи на полках в шкафу, определяю места для них, определяю их ненужность, выбрасываю, раздаю, продаю. Именно я принимаю решение касательно того, что отжило свой срок или морально устарело. В холодильнике, кстати, та же схема. Мне приходится контролировать транзитное движение продуктов. Хранение информации на компьютере или мобильном телефоне также не обделено вниманием. Вроде бы мелочи, но они требуют от исполнителя определённых усилий: концентрации, анализа и энергии.

Порой сканируя свой день, понимаю, что потратила его на попытки распланировать его же, собрать себя в себя, потому что в доме − хаос. И мне от этого  физически плохо! Порядок в доме — это порядок во мне, в моих мыслях, это отражение меня, моего внутреннего состояния. Убирая в доме, я навожу порядок в себе. Когда помою полы во всей квартире − самостоятельно − ручками, ощущение непередаваемое − блажь, да и только!

Как после бани скрипит кожа — скрипят вымытые полы.

С маленькими детьми порядок в доме стал чем-то невообразимым. Сначала мои мыслительные процессы (вещи) пересекались с мыслительными процессами (вещами) родителей, дедушки и бабушки, мужа, а теперь на мои мыслительные процессы (вещи) стали накладываться мыслительные процессы (вещи) детей. В детстве я относилась к вещам взрослых спокойно, как к должному; вещи мужа я упорядочивала на своё усмотрение, впрочем, как и вещи родителей, я могла их сложить, убрать. Вещи отца меня не касались. Его присутствие в доме моего детства было минимальным, всё его имущество умещалось, пожалуй, в одном чемодане, который был под запретом. Он очень аккуратный человек и последовательный. Так он и мыслит.

Таким образом, появились вопросы: могу ли я разделить эти процессы, чтобы они не мешали друг другу, и позволить тем самым детям и мужу мыслить по-своему, а мне по-своему. Возможно, это поможет мне избавиться от раздражения, связанного с хаотичным движением предметов быта? Ответы пришли сами собой…

Отдельные комнаты! Личные границы!

Шкафы, полки, места для всего, чем они пользуются. Нереально? Отдельные комнаты, пока – мечта, но нам удалось разграничить пространство и выделить для необходимого соответствующие зоны, оборудованные специальной мебелью. У всего теперь есть место, а что не вмещается — пересматривается всё имеющееся и принимается решение об утилизации, перераспределении, определении судьбы лишнего.

Когда мы делали ремонт, я понимала, что это не решит проблему, но поспособствует приучению детей раскладывать вещи или хотя бы понимать, чего от них хотят. Да я и сама стала понимать, чего от них хочу. Избавиться от раздражения, связанного с разбреданием вещей по квартире, удаётся далеко не всегда. Но я могу теперь хотя бы закрыть комнату и позволить беспорядку быть, а детям провариться в хаосе их собственных мыслей. В институте на лекции по психологии говорили об этом, это нормальное состояние ребёнка.

Причём, «порядок в понимании взрослого» может причинять ребёнку ровно такой же дискомфорт как взрослому «порядок в понимании ребёнка». Эти порядки у нас сильно различаются! В его голове ещё нет чёткой системы, впрочем, как и не у всех взрослых эта система имеется. Именно сейчас мы, родители, закладываем кирпичики в эту систему, мы — фундамент, на котором будет строиться то ли замок, то ли небоскрёб, то ли избушка на курьих ножках. Моей дочери нравиться приходить в чистую, убранную комнату, и за считанные секунды игрушки расползаются по всей комнате, она — везде! Порядка как не бывало! Моего порядка, а её порядок только что создан ею же. Добро пожаловать!

И тут я стала наблюдать за собой, вспоминать себя ребёнком. Вспомнилось недовольство дедушки исчезающими ножницами, которые он вешал высоко на гвоздик. Полтергейст, да и только! Я чётко знала, где место этих ножниц, но почему-то с завидным постоянством не вешала их на место, несмотря на строгость и недовольство деда. Я не возвращала их не из вредности, я это точно помню, а из-за какой-то забывчивости, увлечённости новым, уже другим процессом.

К тому же у меня отсутствовало элементарное понимание важности возвращать, т.е. завершать цикл: 1. Взяла вещь — 2. Использовала — 3. Вернула на место (туда, где взяла).

Если бы я знала, как этот алгоритм упрощает жизнь!!! Дедушка счастлив, ведь ему так удобно находить ножницы в нужный момент, и я счастлива находить их там же. У меня до сих пор не отработан этот механизм до автоматизма. Внешне я могу доказывать, что убираю за собой и буду абсолютно честна с собой и близкими. Тогда откуда возникает бардак?

Посмотрим, как я готовлю на кухне. Я знаю, что проще мыть посуду сразу, во время готовки. У меня тоже висят ножницы на крючке и мне известно, как важно их возвращать на место. Я знаю, но не делаю этого автоматически! На столе во время готовки, как правило нескольких блюд или выпечки, когда тороплюсь (а тороплюсь я всё время даже тогда, когда спешить-то особо некуда), царит невообразимый хаос, потому что я в каждой операции не довожу цикл до конца, а потом это работает против меня. Мне не хватает места на столешницах, я не могу быстро найти необходимое. А эти самые ножницы из детства, за которые ругал дедушка и находил везде, но только не на гвоздике, а я находила их только там!? Так удобно было мне, и неудобно ему! Прости, дедуля!

И вот у меня мои детки не вешают ножницы на крючок, не складывают вещи в комод, почему? Потому что видят мой мыслительный процесс, мой искаженный цикл, мой «заглюченный» алгоритм, мою спешку. Это у меня в голове, но откуда?

Пройдем на кухню к моей маме… Не тогда, когда она ожидает гостей, а застанем её врасплох, эффект неожиданности будет очень даже кстати в моём расследовании. И что я вижу: на столе — хаос: банки, кружки, крупы и всего много!!! «Негде хранить! Нет места!» — оправдывается моя мама. Шкафы есть, а хранить негде?! Теперь ясно «откуда», но что с этим делать?

Продолжение моих рассуждений читайте во второй части.

Добавить комментарий