Как часто вы играете со своими детьми и близкими? В какие игры вы любите играть? Приходится ли вам прикладывать усилие воли, чтобы играть? А хотите ли вы играть в то, во что не умеете или не любите, но ваш ребёнок желает играть именно в это и именно сейчас? Какое место в вашей жизни занимает игра? Возникали ли у вас когда-либо подобные вопросы?
Понимаете ли Вы, как понимаю я, наблюдая за членами своей семьи, что игра сближает. Она создает прочные эмоциональные связи между участниками. В игре, если отдавать себе в этом отчёт, нет той завышенной важности, парализующей страхом “не получиться”, которая присутствует в реальной жизни, и которую, к концу моей статьи, я надеюсь, вы сделаете единственно верный вывод – необходимо снижать до разумных пределов. Для чего? Чтобы получать от жизни удовольствие и жить играючи. Играть легко и весело! В игре можно ошибаться, открыто просчитывать разные варианты ходов, анализировать их влияние и получать бесценный опыт и сноровку, рассчитывать на поддержку соперников. Зная это, точь в точь необходимо осознать, что
жить также легко и весело, как играть!
Думаю, многие родители проходят через агрессию ребёнка, направленную на всё и вся, когда он оказывается проигравшим. И, казалось бы, приятное времяпрепровождение превращается в очередное негативное событие, которое не поддаётся никакому пониманию со стороны взрослого и особенно ребёнка. Он и сам не знает, что с ним происходит, вы уж его простите! Он просто чувствует и выплёскивает свои негативные эмоции и чувства: Гнев! Обида! Досада!
Есть детки, которые не вопят и не плачут, они спокойно принимают своё поражение, снова и снова вступают в бой в надежде на победу. Но если этого не происходит, то глубоко внутри себя зашивают всё те же “гнев”, “обиду”, “досаду” неудовлетворённого желания.
Зашитые неприятные чувства и эмоции только в течение дня, недели, месяца, года, а может быть, и жизни смогут выйти наружу такого тихони. Возможно, в виде соплей либо в виде внезапной истерики (слёз), не поддающейся никакой интерпретации, в виде хронических болезней либо каких-то непереносимостей.
Свои истинные чувства, скорей всего, с годами он будет от вас прятать, если Вы запрещаете выражать “плохие” эмоции. Он будет избегать любого соперничества, которое приносит нестерпимую боль, связанную с подавлением себя. “Если я так чувствую, значит, я – плохой!” – даёт себе оценку такой ребёнок. Она едва формируется у нового человека, абсолютно нестабильная и пока неадекватная.
А ведь обучение в школе сплошь и рядом построено на конкуренции. Это нормальное стимулирование развития и роста. Это вполне нормально, если ребёнок умеет с этим справляться. А умеет он, если растёт в семье, укрепляющей его адекватное положительное мнение о самом себе. Если нет, то он превращается в вечно отстающего и неуспевающего почти по всем предметам. Его мало что интересует и он понуро ходит, опустив глаза и свернув плечи.
Но всё можно откорректировать и превратить игру в жизнь, а жизнь – в игру! Давайте вместе разберёмся как!
В детстве с братом мне нравилось играть в Монополию. Я испытывала азарт во время этой игры, особенно когда выигрывала, потому как мне везло. Но бывало и наоборот. И я сильно расстраивалась. Мы ссорились. Потом мирились. Эта игра в детстве не представлялась мне таким хорошим тренингом для развития личности, как сейчас. Но уже могла рассказать о присутствующей моей неуверенности в себе. Я не умела проигрывать. Я отказывалась играть в игры, от которых заведомо веяло неудачами и страхами. Мне хотелось радости и удовольствия. Поэтому никаких игр! Этот запрет отслеживается и в реальной, уже взрослой, моей жизни.
Порой досада так захлёстывает, что игра становится неприятной. Что же делать? Переключиться! Я нащупала внутри себя такое состояние, когда я – борец, мне необходимо во что бы то ни стало победить и мне всё ни по чём, я сметаю всё на свете, я вижу цель, и проигрыш просто невозможен. Получая победу всё во мне ликует, я – на пьедестале, я – на вершине горы! Отлично, молодец, возьми с полки пряник! Таков вкус победы! Усилием воли я могу отказаться от этого состояния и переключиться. Я могу снизить важность “победы во что бы то ни стало”. Я могу договориться с самой собой и выиграть, допустим, в другой раз!
А что происходит, когда проигрываешь? О, это противоположное состояние! Горечь, обида, уход в себя, желание отыграться или больше никогда не ввязываться в это! Всё это о себе я увидела в своих детях и смогла осознать. Они научили меня проигрывать и при этом радоваться за другого, принимать победу соперника как прекрасную работу, умение воспользоваться всеми своими способностями для достижения успеха, а не собственную ущербность или неудачу. Пока малыши не окрепли, я отпускаю хватку и позволяю им выигрывать, чтобы они обрели уверенность в собственных силах, чтобы они почувствовали способность побеждать!
Если так делать с собой постоянно, то интерес может быть утрачен к игре, поэтому стараюсь не злоупотреблять с этим и соблюдаю баланс выигрышей и проигрышей.
Самое удивительное, что игра приобретает совершенно другую окраску. Это замечаю я и те, кто играет со мной. Игра становится приятным процессом, а не утопической целью победить не смотря ни на что.
Снижение важности победы позволяет не испытывать трагических настроений.
Со временем я научилась играть в те игры, в которые мне интересно, в которых включается мой “внутренний ребёнок” и с азартом играет наравне с моими соперниками, будь то муж или ребёнок. Я выбираю игру! Никакого насилия над собой и подавления своих истинных желаний, иначе игра станет “работой” со всеми вытекающими последствиями.
Я выбираю время! Дети умеют ждать. Они, в отличии от взрослых, готовы играть в любой момент. Детям и мне, в том числе, не приятно проигрывать и это нормально. Конечно, мы переживаем, но потом извлекаем урок, что мастерство следует оттачивать. Постепенно мы оцениваем способности каждого из нас и включаемся более активно, получая от игры удовольствие и радость, позволяя получить удовольствие и радость другому.
Важно выбирать ту игру, которая нравится, в которой проявляются ваши способности и включается “внутренний ребёнок”. Ребёнку должна нравится обстановка в игре, она должна способствовать увеличению его естественного желания учиться и познавать, думать, реагировать, взаимодействовать, соперничать, то есть выживать в условиях здоровой конкуренции и в то же время осознавать, что это всего лишь – игра.
Его уверенность в собственные силы должна расти с вашей поддержкой. Реагировать на победу соперника он тоже учится у вас! Когда кто-то выигрывает, правильнее открыть сердце и впустить радость, сказать: “Ты – молодец! Достойный соперник!” И пусть будет немного жаль, Вы вспомните о состоянии и переключитесь! Вы замечательно провели время вместе и это главное!
У нас в игре по-прежнему бушуют эмоции. И так ценно, что они есть, что они проявляются. Мы не удерживаем их на привязи, разрушая своё тело, а умело справляемся, высвобождая нечто более глубокое и важное, что накопилось до этого момента и не нашло возможности выйти наружу ранее. Заметьте, это прекрасный, безопасный и бесплатный способ высвобождать негативные эмоции, отличная возможность задать волнующие вопросы друг другу и получить ответы, развить коммуникативные способности, а также воспитать личную эмоциональную культуру каждого.
Безусловно, у мальчишек свои игры, у девчонок – свои. Не так много игр, в которые нам нравится играть всем вместе, учитывая разницу в возрасте, но они есть. Не так-то просто найти игру, которая будет нравиться всем, но это возможно. Нужно лишь только искать и пробовать. Мы периодически достаём свои игры из шкафа, например, “Зинго”, “Весёлые пираты”, “Монополия”, “Доббль”, когда за окном непогода или хочется взаимодействия друг с другом, то есть побыть вместе. Играем, чтобы обменяться эмоциями и развить свои сильные стороны, лишая преимущества, тем самым, свои слабости, чтобы научиться друг у друга лучшему и понять себя в отражении другого!
А в какие игры Вы играете со своими детьми и близкими? Может быть, нам тоже будет интересно в них играть? Поделитесь, пожалуйста, своими находками и бесценным опытом!